Бэкапы: эти ошибки совершают даже опытные пользователи

03.02.2022|Антон Максимов|MyFreeSoft.ru|Комментарии

Работа за компьютером сопряжена с соблюдением правил безопасности, на которые часто смотрят сквозь пальцы. Кто-то по недосмотру или незнанию, а кто-то из-за простого разгильдяйства. Это может спровоцировать потерю данных и существенные проблемы. Чтобы такого не было, надо правильно настроить резервное копирование. Ниже я собрал пять частых ошибок, которые допускают даже профи.

1. Надежда на облачные хранилища

Когда только появились сервисы вроде Яндекс.Диска, Google Drive, OneDrive, Dropbox и другие, многие стали хранить там важные файлы. Оно и понятно, компании имеют несколько степеней защиты данных на своих серверах, потому использовать их для хранения архивов кажется логичным. Создал защищенный надежным паролем архив, скопировал в облако и сиди на стуле ровно.

Но все обстоит далеко не так красиво. Как показала практика (в том числе мой личных опыт), время от времени облачные серверы дают сбой и безвозвратно теряют ваши файлы. Техподдержка при этом разводит руками и рекомендует делать бэкапы куда-то еще.

Например, Яндекс.Диск как-то потеряли мой архив фотографий за 10 лет. Я зашел в папку с фотографиями, а они все пусты. Поддержка сообщила о программном сбое и вежливо попрощалась, пожелав удачи.

2. Не проверяют бэкапы

Говорят, что админом можно разделить на две категории:

  1. еще не делает резервные копии;
  2. уже делает бэкапы;

Но таких категорий три! В третью входят те, кто регулярно делает резерв и проверяет их.

При резервировании программируется определенное поведение — сбор и архивация данных с последующим размещением архивов в заданном месте. С течением времени вы можете забыть папки, которые участвуют в этом, и начать работать с другими. Потому не найдете нужных файлов в ранее созданных архивах.

Не стоит исключать и вероятность технического сбоя в хранилище, что сделает нечитаемыми резервные файлы.

Потому раз в какой-то промежуток времени необходимо проверять архивы. Убедившись, что с ними все в порядке, можно работать дальше.

3. Хранят бэкапы в общедоступной папке

Настройка создания резервных копий — процесс достаточно ответственный. Стоит сделать хотя бы одну ошибку и все бэкапы могут разом сломаться или вовсе быть утеряны. Чтобы этого не произошло, необходимо убедиться, что они создаются и хранятся в надежном месте, не доступном из вашего основного профиля и других пользователей компьютера.

Ранее я уже рассказывал, почему не стоит хранить важные документы за пределами профиля пользователя в Windows. Аналогичная ситуация обстоит и с резервными копиями. Их не нужно хранить в общедоступном месте за пределами вашего профиля.

Лучше всего размещать их на отдельном диске, а резервное копирование производить через отдельную учетную запись, которая будет иметь доступ к вашему профилю, но не наоборот.

Пример. У вас есть папка с документами, которые вам надо резервировать. Находится она у пользователя User1. Вы создаете новый профиль (например, с именем Backuper) и разрешаете ему доступ к папке пользователя User1 (не наоборот). Затем под пользователем Backuper настраиваете создание резервных копий документов User1 на отдельный диск в специальную папку. Права доступа к этой папке должен иметь только пользователь Backuper. Затем задаете расписание этого процесса.

Таким образом раз в заданный промежуток времени система от имени пользователя Backuper будет делать резервную копию и размещать ее в заданном месте. Вы сами не будете иметь к ней доступ из профиля User1. Потому в случае заражения компьютера пострадают лишь данные в вашей папке документов.

Для восстановления вам придется переключиться в профиль Backuper и перейти в папку резервных копий.

Не лишним будет напоминать, что вы должны работать под профилем обычного пользователя, а не администратора. В противном случае все действия не имеют смысла.

4. Не автоматизируют процесс

Оставлять все на откуп своей памяти — самая большая ошибка. Человеку свойственно забывать — это нормально. У нас огромные потоки входящей информации, которые мы должны обрабатывать. Автоматизация части процессов — очень ценный навык, которые крайне необходим для упрощения жизни.

Потому все процессы резервирования должны быть автоматизированы. Настроили и забыли. При этом не забываем про пункт номер 2! Это на самом деле критически важно.

5. Хранят все в одном месте

Сделать архив и положить его на флэшку, отдельный диск или записав на DVD – не всегда достаточно для эффективной защиты данных. Носитель может выйти из строя. Лучше всего принять меры против поломки сразу двух хранилищ. Для этого достаточно добавить третье.

Для меня успешным вариантом хранения резервных копий является комбинация из трех видов хранилищ:

  1. отдельный диск внутри моего компьютера;
  2. копия на внешнем устройстве (домашнем сервере или NAS-хранилище);
  3. удаленный закрытый сервер в дата-центре или облачное хранилище.

После создания резервная копия помещается сначала на отдельный диск внутри моего ПК, оттуда копируется на домашний сервер. А уже домашний сервер автоматически копирует файлы на удаленный сервер.

Если хранить данные на удаленном сервере не хочется (так как это платно), то можно раз в неделю подключать внешний носитель и копировать данные туда. После отключать его и складывать в сейф.

Вероятность того, что все три хранилища одновременно выйдут из строя достаточно низкая. А значит данные в безопасности. Опять же, при условии выполнения пункта номер 2.

Поделиться с друзьями