Почему голосовые ассистенты кажутся нам такими тупыми

29.04.2021|Александр Шихов|Комментарии

Вот уже лет 5 в каждом современном телефоне живет голосовой помощник. Но большинство пользователей быстро наигралось с этой новой технологией. Почему мы считаем голосовых ассистентов тупыми, и что с этим можно сделать — в этой статье.

Голосовые ассистенты не соответствуют человеческому понятию ума

Когда вы берёте на работу ассистента, на собеседовании пытаетесь выяснить его уровень интеллекта. Безусловно, знание каких-то фактов из истории, экономических понятий — плюс. Дело в том, что интеллект живого человека развит пропорционально. Если потенциальный менеджер знает, что такое рентабельность, почти наверняка сможет составить отчёт по прибыльности продаж. А медик, знающий состав лекарства, противопоказания, способен его назначать.

С голосовыми ассистентами все иначе. Когда Алиса или Алекса рассказывают биографию П. И. Чайковского, они ищут данные в интернете. Это знание не показывает ее собственного интеллекта. Имея энциклопедические знания, ассистент не всегда справляется с установкой Напоминания о встрече в вашем календаре.

Более того, виртуальный помощник не поддаётся дрессировке. Его знания всегда на одном уровне. Поэтому взаимодействовать с ним, как с собакой не получится. Можно изменить своё поведение, иначе сформулировать команду, чтобы добиться желаемого. Но это означает, что голосовой ассистент дрессирует пользователя, а не наоборот.

Мы не знаем, что можно поручить ассистенту

Эту идею я почерпнул в подкасте Бородакаст. Суть — к голосовому ассистенту не прилагается инструкции. Мы не знаем, что и когда научились делать Сири или Алекса. Они никак нам об этом рассказывают. Можно прочитать в интернете статью, что кому-то удалось что-то сделать, попробовать повторить. Но самому реально полезный сценарий взаимодействия может и не прийти на ум.

Иногда Алиса предлагает спросить, что она умеет. Но дослушать список действий до конца нереально. Да и скучно.

Вот три сценария, которые нашел экспериментальным путем я.

  • Справочное бюро. Когда надо проверить какой-то факт, узнать годы жизни великих людей или исторических событий — голосовому ассистенту нет равных.
  • Проложить маршрут. Полезная функция, если вы за рулем. Работает в навигаторах Гугл и Яндекс. Еще в машине иногда играем с Алисой в города. Забавно.
  • Создание напоминаний и установка таймера. В этих вопросах взаимодействие с ассистентом простое, точно займёт меньше времени, чем открывать Календарь самому. Особенно удобно на iPhone и iPad. Для вызова Сири нужно зажать физическую кнопку. Разблокировать телефон не нужно.

Остается приспосабливаться?

Я предлагаю относиться к голосовому ассистенту как к новому интерфейсу взаимодействия с телефоном или компьютером. Со своими ограничениями и сильными чертами. Мы же не пытаемся набирать текст мышкой, хотя такой сценарий появился с виртуальной клавиатурой во всех десктопных операционных системах. Это неудобно.

Найдите свои сценарии, когда голосовой помощник полезен. Не ждите в нем проявлений искусственного интеллекта, чтобы не разочароваться в технологии. В конце концов — приспосабливаться к новым явлениям это то, что у людей получается лучше всего. Приспособились же мы к клавиатуре и мыши.

Буду рад услышать, как вы используете Алису и Сири в комментариях.