Почему лучше отказаться от рекомендаций YouTube, Netflix и др.

11.09.2021 (Обновление от 12.09.202112.09.2021)|Антон Максимов|Комментарии

Популярные интернет-сервисы (например, YouTube, Netflix и даже социальные сети) постоянно рекомендуют нам посмотреть что-то интересное, что нам точно понравится. И эти рекомендации основаны на ранее просмотренном. Чтобы получить более качественные рекомендации, необходимо ставить оценки просмотренным фильмам, музыке и играм, как мы рассказывали ранее.

Но у этой системы есть и обратная сторона, которой стоит опасаться. И сейчас я расскажу.

Рекомендации лишают возможности выбора

Когда вы посмотрели тот или иной видеоматериал, прослушали музыку или прочли какой-то интересный пост в социальной сети, то сервер запоминает ваш выбор и начинает искать подобные материалы на эту же тему. Казалось бы, что это хорошо и полезно, не надо ничего выбирать, а сайт просто преподносит вам интересное на тарелочке с голубой каемочкой.

Так можно слушать только ту музыку, которая вам по душе. Причем сайт будет рекомендовать подобные композиции из числа тех, которые вы давно не слышали или вообще никогда не слышали.

Но как быть, когда вы прочли или посмотрели видео, в котором изложено какое-то одно мнение, одна сторона медали? В этом случае рекомендательный сервис начнет шпиговать вас контентом с точно таким же мнением. Любое другое вы просто не увидите, словно его не существует или его меньшинство. Так вы можете найти доказательства плоской земли или того, что Солнце крутится вокруг нашей планеты. И чем больше вы смотрите материалы на одну и ту же тему, тем больше сайт будет рекомендовать именно их, скрывая другие точки зрения. А это приводит в поляризации сознания. Создается ложное восприятие мира и отсутствие возможности изучить несколько мнений.

И вроде бы это безопасно в случае с музыкой, фильмами и играми. Что мы потеряем в этом случае? А просто не увидим какие-то интересные проекты, потому что они не войдут в рекомендации по той или иной причине (не тот жанр или направление, которое мы любим).

На эту тему в 2020 году был выпущен фильм Социальная дилемма, который рассказывает, как социальные сети заставляют нас сидеть как можно дольше у экранов, чтобы они заработали больше денег. Рекомендуем посмотреть.

Идя на поводу у рекомендаций в случае каких-то бытовых или политических вопросов, мы теряем связь с реальностью. А все из-за того, что нам рекомендуется к просмотру только одно мнение. При этом действительность может быть совершенно другой. Так что лучше изучать разные источники с другими мнениями, чтобы можно было сделать вывод на основе изученных материалов.

Как использовать сервисы в обход рекомендаций

Стоит в первую очередь понять, что ваше внимание для интернет-сервиса является самой главной целью. Именно на нем зарабатываются деньги. Соответственно, чем дольше вы сидите перед экраном, тем больше они зарабатывают и тем яростнее они хотят удержать вас перед экраном. А сделать это можно через рекомендации, когда человек отключает аналитическое мышление и переходит в режим «потребляю что дают».

Потому самое простое правило — использовать подписки. Выбрать источники информации с разными точками зрения по одному и тому же вопросу и читать/смотреть их. При этом не обращать внимания на раздел «Рекомендуем» или контент, который вылезает сразу после просмотра текущего.

Различные неизвестные и подозрительные ролики/тексты лучше всего открывать в приватном режиме браузера, чтобы не связывать их с вашей учетной записью в используемом вами сервисе. Так в уже наработанные рекомендации не попадут совершенно посторонние и случайные материалы.

Если вы услышали какое-то мнение относительно того или иного вопроса, то не стоит сразу воспринимать его на веру. Поищите материалы, в которых рассказывается другое мнение и сравните доводы в них. Зачастую веб-мастера не глядя перепечатывают материалы с других ресурсов ради хайпа (мы рассказывали о подобном в контексте статей об оптимизации Windows). При этом совершенно не вникают в суть публикуемого материала, который на деле может быть полным бредом. Но в этот бред легко верят доверчивые читатели. Особенно если этот материал был рекомендован к прочтению/просмотру.